?

Log in

No account? Create an account

Развитие человеческих групп и сообществ - sergey030303

Mar. 11th, 2015

05:52 pm - Развитие человеческих групп и сообществ

Previous Entry Share Next Entry

3. Механизм явления

На этапе взлета развития группы людей происходит интенсивное общение, на этапе деградации происходит, наоборот, существенное уменьшение общения, даже по сравнению с общением с посторонними людьми. Общение друзей имеет одни предметы обсуждения, супругов - другие, взаимодействие сотрудников компании – третьи, внутри цивилизации вообще все мыслимые там темы имеют место быть. Но общим является одно - во всех случаях при общении происходит передача тех или иных сведений, или, иными словами, информации, от одного человека к другому.
Сама по себе информация не возникает, если какой-то определенной информации нет, ее можно только узнать у кого-то (легко), либо добыть трудом из окружающего мира (трудно). Но информация, как ресурс, обладает одним важным свойством, сильно отличающим ее от других ресурсов, типа нефти или денег. Передавая кому-то информацию, мы сами ее не теряем. То есть, в процессе общения, можно обогатить другого или обогатиться информацией самому, без всяких потерь (если исключить потери времени).
Естественно, в данном случае, речь идет не обо всей информации, которой человек обладает, а только о той ее части, которая вообще может быть передана от одного человека к другому. Иными словами о той информации, которая может быть вербализована. Другая часть информации, которая есть у человека, непередаваема, это память ощущений, чувств, движений, она существует для самого человека, так сказать, для внутреннего пользования, но практически не может быть передана другим людям. Или, по крайней мере, это происходит с большими усилиями и крайне редко, например, в художественных произведениях или на приеме у врача.
Информация, которой обладают впервые встретившиеся люди, имеет важное свойство – она разная. То есть, у каждого человека существует вербальная информация, которая может обогатить других. Естественно, вербализованная информация интересна участникам группы не полностью, а только той своей частью, которая является новой хотя бы для одного из участников общения. Следовательно, объединившаяся, в смысле тесного общения, группа людей обладает возможностью существенно и достаточно быстро обогатить каждого участника. Это «обогащение» каждого, как раз и происходит на этапе взлета развития. Необходимо подчеркнуть, что при объединении людей в группу, не происходит увеличения суммарного количества информации, но появляется возможность для развития каждого члена группы. Вот откуда возникает обоснованное впечатление, что такие люди становятся компетентнее, увереннее, адекватнее обстановке. И, естественно, ощущение своего развития приносит каждому радость, вызывает воодушевление, желание действовать, ощущение открывающихся горизонтов.
В таком случае уровень развития той или иной группы на этапе взлета определяется количеством информации, находящейся в сумме в распоряжении тех людей, из которых она состоит. Даже небольшое количество важной информации (а в группе будут обмениваться именно важной информацией) способно заметно повысить уровень развития. Группа, состоящая из людей сильнее различающихся по своим знаниям, обладает, по крайней мере в потенциале, большими возможностями развития. Развитие группы, естественным образом, останавливается, когда вся существенная вербальная информация обобществлена в группе, и говорить то, собственно, становится не о чем.
Таким образом, мы приходим к интуитивно простому соображению, гипотезе – кроме материальных ресурсов и различных практических возможностей, уровень развития определяется количеством имеющейся вербальной информации. Есть возрастание количества вербальной информации у частей информационной системы – идет развитие, усложнение. Происходит снижение информационной насыщенности – развитие останавливается и начинается деградация.
Информация это фундаментальное понятие. В той или иной форме ее содержит все вокруг. Изменения в количестве информации, содержащейся в некоторой замкнутой системе, непосредственно связаны с изменениями энтропии. И если энтропия в замкнутой системе возрастает, то количество информации при этом, соответственно, падает. Это закон природы. Замкнутых систем не существует, но ничто не мешает этому закону соблюдаться хотя бы на качественном уровне, если мы имеем дело с системой близкой к состоянию замкнутости. В рассматриваемом явлении мы имеем дело только с вербальной информацией, но к ней должны относиться те же закономерности, если нет заметного перетекания из невербальной части. В случае, тесных человеческих групп, такой квазизамкнутой системой является не только группа в целом, но и каждый участник группы, по крайней мере, по отношению к вербальной информации. При этом потери информации происходят вследствие естественного процесса забывания тех знаний и сведений, которые оказываются невостребованными достаточно длительное время. Забывание информации группой, конечно, происходит медленнее, чем одним человеком, поскольку для этого нужно, чтобы ее забыли все участники группы. Именно поэтому скорость деградации зависит от размера группы. Теперь можно называть ее информационной деградацией.
Граница между передаваемой и непередаваемой информацией более или менее определенна. Например, мы не станем рассказывать друзьям о том, как у нас чешется нос, напрягаются мышцы или бурчит в животе, хотя и эта информация, в принципе, может оказаться частично вербализована, например, на приеме у врача. А вот граница между новой информацией и старой, известной всем, меняется в зависимости от того, кто с кем говорит. Например, жители государства знают, как зовут их царя, для них это старая информация, ею они не будут обмениваться. А вот, путешественник может ее и не знать, для него она будет новой. И многое другое также будет новым: растения, животные, вещи, обычаи… Именно поэтому путешественники так радуются всему в новой стране, в полном контрасте с отсутствием такого восторга у местных жителей.
Полагая, что в основе вышеописанного явления взлета и деградации развития тесной группы людей лежат информационные процессы, легко понять, что вовсе не обязательно зависимость уровня развития (информационной насыщенности) от времени имеет описанную последовательность. Все определяется поступлением информации в группу, с различными сообщениями, или новыми людьми, быстротой обобществления информации внутри группы и скоростью ее потери. Можно считать, что развитие той или иной группы людей как бы оно ни шло, прогрессивно или регрессивно, есть результат сложения тех или иных информационных потоков. Тем самым, можно пытаться оценивать, прогнозировать развитие, вообще говоря, любой группы, анализируя предполагаемые поступления информации в нее.