?

Log in

No account? Create an account

Развитие человеческих групп и сообществ - sergey030303

Mar. 11th, 2015

05:44 pm - Развитие человеческих групп и сообществ

Previous Entry Share Next Entry

4. Прогресс и регресс сообществ
«И от этого не спрятаться, не скрыться…»

Представим себе некоторую местность, населенную первобытными племенами, живущими отдельно. В каждом племени есть некоторый объем передаваемой информации, о том, как охотиться, как плести (или шить) одежду, как лепить горшки, как строить жилье и как прокалывать уши и т.п. Она передается от старших к младшим. Но это не все. Каждый житель племени погружен в природу, где он собственно и действует, постоянно получая из нее информацию всеми своими органами чувств. Эта информация в основном непередаваема, да и не нужна, однако некоторые сведения оказываются все-таки важнее сиюминутного использования, вербализуются и попадают от одних жителей к другим. При сопоставлении с уже имеющейся информацией они могут породить важные выводы и обогатить, тем самым, знания племени.
Противоположную роль играет забывание неиспользуемой информации, которая оказалась не нужна в данный момент и не включена в передаваемые традиции и знания. Времена меняются, и добытая кем-то и впоследствии потерянная информация (например, о живущих далеко за рекой кровожадных красных муравьях), может неожиданно оказаться важной (муравьи нашли способ переправиться через речку), но взять ее неоткуда, можно только извлечь из природы заново.
Так и живет племя, примерно на одном уровне развития, без взлетов и падений, в условиях баланса естественного забывания и притока вербальной информации, извлекаемой аборигенами из своего практического опыта и из окружающего пространства. И это может длиться долго, и длилось, в реальности, сотни тысяч лет.
Все меняется, если племена вдруг начинают объединяться в одно большое сообщество, например, вследствие ухудшения климата или опасности нападения агрессивных соседей или еще почему либо. В этом случае все начинается по вышеописанному сценарию взлета развития из-за взаимного информационного обогащения. В конечном результате такого объединения может получиться появление более или менее развитой цивилизаций.
Кажется невозможным, что из-за объединения информации содержащейся в нескольких полудиких племенах возникает целая цивилизация. Является ли такое обогащение информацией, через общение, достаточным основанием для взлета ее развития? Ведь по сути, такой «разной» информации не очень много. Для понимания этого необходимо принять во внимание другое важное свойство информации – ее логарифмическую связь с количеством вариантов, ею описываемых.
Информация, по определению Хартли есть логарифм по основанию 2 от количества вариантов, описываемого ею. Единица измерения информации – бит, описывает выбор из двух вариантов. Десять бит – выбор примерно из тысячи вариантов, двадцать – выбор  уже из миллиона вариантов. Это общеизвестно.
Таким образом, разнообразие того контекста, который описывается информацией, нарастает гораздо быстрее, чем само количество требуемой для этого информации (как степенная функция). Добавление всего одного бита к уже имеющейся информации, способно, в принципе, удвоить тот объем представлений, который имелся до этого. Однако необходимо учитывать, что в данном случае обсуждается именно «передаваемая» информация, то есть та, которая тем или иным способом может быть передана от одного человека к другому. Поэтому нарисованная картина, скульптура, фотография приносят не так уж много именно передаваемой информации.
Допустим, например, некий царь, собрав свое войско, выступил в военный поход на другое государство и вступил в битву с его, примерно таким же по размерам, войском. Исход битвы, решение вопроса о том, «чья взяла», всего один бит информации, имеет судьбоносное значение. Этот бит способен существенно поменять жизнь каждого жителя обоих государств! То есть, по крайней мере, потенциально, передаваемая между людьми информация вполне способна описать очень существенный взлет развития. Конечно, далеко не каждый бит имеющейся информации имеет такое большое значение. Основные массы информации, которой мы владеем, лежат в памяти, почти ненужным грузом, ожидая использования или забывания.
Кроме взлета развития за счет общения и передачи вербальной информации существует также и вторая причина, второй путь, усиления взлета развития – расширение использования имеющейся информации, лежавшей до того бесполезным балластом или мало использовавшейся. Например, чисто умозрительно, представим себе два племени, живущих рядом, которые приняли решение объединиться. В одном умели делать миски, а в другом кувшины. И теперь, после объединения все гончары обоих племен "резко" профессионально выросли, поскольку стали уметь делать целый "ассортимент" изделий. А в окрестных племенах стали говорить - "Там классные гончары". Это прямое объединение имеющейся информации. Далее, в одном племени знали, что огурцы вкусны и какие из них можно есть, но попадались они редко, а в другом умели выращивать вьющиеся растения. И вот возникает нечто новое, то чего не было раньше ни у одного из племен - изобретено выращивание огурцов на грядках. А если к этому добавить еще и знания о квашении в соленом растворе (к примеру, у третьего племени) то вот уже шаг к цивилизации - изобрели классную закуску. J
Эти шуточные примеры, тем не менее, отражают суть – для развития используются не только достижения, имеющиеся в каждой из частей, составивших вновь образованную большую группу, но и сопоставление всей имеющейся информации, в том числе и бесполезной или почти бесполезной до того.
Есть и третий путь – усиление выкачивания информации с периферии. Это происходит потому, что имеющаяся в объединенной группе племен информация способна породить гораздо больше полезных представлений при сопоставлении с некоторой информацией, поступающей извне, чем это было до объединения частей. Если племя имеет больше информации, то и из природы оно может извлечь больше полезной информации, поскольку ее есть куда «пристроить» в имеющемся наборе жизненных истин и традиций. Таким образом, если на этой некоторой территории ряд племен вдруг объединился, то интенсивный обмен сведениями и соответствующее взаимное обогащение информацией запустит механизм развития цивилизации, а дальше будут работать все три пути наращивания объема вербальной информации, то есть знаний.
Необходимо помнить, что при общении на этапе «взлета» реального увеличения общего количества информации не происходит, она просто многократно дублируется. Только третий способ приносит принципиально новую информацию, однако этот ручеек скуден. Когда люди живут племенем, каждый из них свое внимание уделяет, в основном, окружающей природе, независимо от того, охотится он или пашет землю. При этом каждый (!), так или иначе, понемножку подпитывает племя новой информацией, компенсируя потери. При образовании государства значительная часть людей перестает общаться с природой вообще, участвуя только в передаче информации, но не в ее извлечении из природы. Из-за этого потери информации с самого начала образования государства перестают компенсироваться. То есть тот процесс деградации, который еще не наступил, но наступит позже, запускается еще на этапе взлета развития. Таким образом, развитие любой культуры, на самом деле, несет в себе начало ее упадка. Кроме того, большой объем информации тает быстрее (есть что забывать). И вот, оказывается, что государство попадает в информационную ловушку. Какое-то время перелопачивание имеющихся запасов информации еще приносит новое, но потом неизбежные потери становятся все более явными. А взять–то практически неоткуда. Основная масса людей сгрудилась в городах и, после окончания этапа взлета развития, ничего нового, в смысле знаний, практически произвести уже не может.
Еще умозрительный пример деградации. При объединении племен имелись представления о разных способах обработки земли. В процессе обмена этой информацией были выработаны новые прогрессивные способы, скажем, пахоты или борьбы с сорняками. Явный прогресс. Эти способы закрепились и распространились по всему государству, вытесняя все другие. И эти «другие» через пару поколений оказались забыты, потеряны. Но вдруг изменился климат, и затверженные способы стали неэффективны. Но ведь над каждым довлеет авторитет поколений. Как в этих условиях искать что-то новое или переоткрывать хорошо забытое старое?
Добавляет проблем и плохое, в целом, настроение, люди перестают хотеть чего-то достичь, ощущая стагнацию, стремятся закрепить то, что есть, не хотят вглядываться в пугающее их будущее. Естественным становится не поиск нового (которое на самом-то деле и нужно), а закрепление имеющегося, стремление к предохранению от дальнейшего упадка. Этим целям служат установление многочисленных и разветвленных законов, правил, традиций, жесткая регламентация в самых разных областях деятельности. С одной стороны, это, действительно, замедляет спад, но с другой стороны, одновременно препятствует появлению чего-то нового.
Группа людей, зашедшая по пути информационной деградации достаточно далеко, таким образом, приобретает свойства закрепленности, продуманности, заведомой заданности того что они делают и как они живут, по крайней мере в основных чертах. Это совершенно естественная реакция информационной системы на «трудные» времена. Однако эта реакция не может воспрепятствовать негативным явлениям – центробежным тенденциям составляющих частей (здоровое стремление) и изоляционистской политике центральной власти (нездоровое явление). Именно поэтому цивилизации на излете страдают деспотиями.

Можно попытаться сформулировать универсальную последовательность развития любого вновь образованного большого сообщества людей:
1. Объединение частей (людей) имеющих в памяти разную полезную передаваемую информацию.
2. Интенсивный обмен информацией внутри образовавшейся информационной системы, приводящий к резкому росту информационной насыщенности составляющих ее частей (людей).
3. Рост культуры, эффективности взаимодействия с внешней средой, использования всего вокруг себе во благо, различные достижения, решение проблем и т. д.
4. Медленное угасание общения, передачи информации ( все знают одно и то же).
5. Упорядочение взаимоотношений, появление гласных и негласных правил, традиций и законов (в государстве). Важная для жизни, значимая информация структурируется и закрепляется.
6. Вымывание незначимой информации, закостеневание. Потеря возможностей для развития, для реакции на изменение внешних условий. Тенденция к изоляции.
7. Разрушение системы, частичное или полное под действием изменений в окружающей среде.

Current Mood: креативное